14.13. Последствия отмены решения третейского суда
Очевидно, что такой юридически значимый акт, как отмена решения
третейского суда, влечет определенные юридические последствия. Эти
последствия имеют как материально-правовой характер (невозможность
реализовать субъективное гражданское право, понудить противника
к совершению юридически значимых действий), так и процессуальный
характер (невозможность прибегнуть к процедурам государственного
принуждения, а также возникновение новых процессуальных прав - например,
возбудить новый процесс в третейском суде).
Дореволюционное российское законодательство не регламентировало
подробным образом правовые последствия отмены решений третейского
суда. Однако в доктрине был сформулирован определенный подход к
решению этой проблемы. Суть этого подхода заключалась в том, что
к правовым последствиям отмены решения третейского суда не применимы
последствия отмены решений коронных (государственных) судов*(1030).
Отмена решения третейского суда компетентным государственным судом
не влечет автоматического направления дела в третейский суд для
нового рассмотрения. В этом случае новое третейское разбирательство
возможно на основании нового обращения заинтересованной стороны
в третейский суд. Такое обращение возможно на основании третейского
соглашения, которое связывает стороны. Комментируемая норма является
новеллой законодательства, регулирующего процедуру третейского разбирательства.
Временное положение о третейском суде для разрешения экономических
споров (в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ)
предусматривало право арбитражного суда возвратить дело на новое
рассмотрение в третейский суд, принявший решение. С принятием Федерального
закона "О третейских судах в Российской Федерации" арбитражные
суды утратили такое право.
В то же время отмена решения третейского суда аннулирует такое решение.
Одно из правовых последствий отмены решения третейского суда заключается
в том, что заинтересованная сторона не вправе обращаться в компетентный
государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа
на принудительное исполнение решения третейского суда.
При этом любая из сторон вправе вновь обратиться в третейский суд
в соответствии с третейским соглашением с требованием о разрешении
спора. Однако из этого правила имеются исключения, которые сводятся
к тому, что заинтересованное лицо не вправе инициировать процедуру
третейского разбирательства, если: 1) третейское соглашение является
недействительным и это установлено решением компетентного государственного
суда; 2) если решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному
третейским соглашением или не подпадающим под его условия, и это
установлено решением компетентного государственного суда; 3) если
спор не подлежит дальнейшему рассмотрению в третейском суде и это
констатировано решением компетентного государственного суда.
После нового обращения заинтересованного лица в третейский суд третейское
разбирательство начинается заново.
Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации"
не регламентирует вопрос о том, в каком составе должно рассматриваться
дело после его повторного возобновления. Этот вопрос не был урегулирован
и во Временном положении о третейском суде для разрешения экономических
споров, что было поводом для обсуждения данной проблемы в юридической
литературе*(1031). Представляется, что повторное возобновление дела
в третейском суде после того, как первоначальное решение было отменено
арбитражным судом, не является препятствием к тому, чтобы дело в
третейском суде было рассмотрено в том же составе. Но, конечно,
это может быть сделано только при соответствующем волеизъявлении
сторон, участвующих в третейском разбирательстве.
[an error occurred while processing the directive]