[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства
Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности
за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение
законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно
связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный
надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль.
Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о
труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской
Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного
надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия
федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный
надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной
власти (ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль
за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на
территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный
надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных
отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также
специально уполномоченные органы - федеральные надзоры (государственный
энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью).
Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных
организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным
исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный
прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным
законом.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система
государственных органов, осуществляющих государственный надзор и
контроль за соблюдением трудового законодательства на территории
России. Инспекция труда действует на основании Положения "О
федеральной инспекции труда"*(131), утв. постановлением Правительства
РФ от 28 января 2000 г. Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000
г. утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте
Российской Федерации*(132). В соответствии с Указом Президента РФ
от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" Правительство РФ постановило, что Федеральная
служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной
власти, и до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс
РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости
федеральной инспекцией труда*(133).
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц
указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения
и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности,
независимости и гласности.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены
ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции
МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным
законом от 11 апреля 1998 г.*(134). Полномочия органов федеральной
инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ*(135),
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации",
Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
в отдельных отраслях и организациях*(136), утв. постановлением Министерства
труда РФ от 24 октября 2002 г.; Федеральным законом от 14 июля 2001
г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(137).
Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные
полномочия:
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в
организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи
обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений,
привлечении виновных лиц к ответственности;
анализируют причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению
и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляют соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных
органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной
власти;
осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка
расследования и учета несчастных случаев на производстве;
анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, готовят предложения по их совершенствованию;
принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве
или проводят его самостоятельно;
участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности
труда;
запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных
органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций
и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения
возложенных на них задач;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения
работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по восстановлению
нарушенных прав;
осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников
по вопросам соблюдения трудового законодательства;
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства,
ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства,
в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации
и в Правительство РФ.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспектора труда (правовые,
по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности
имеют право:
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения
инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы,
объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных
функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов
и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий
акт;
расследовать несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания
об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении
нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их от должности в установленном
порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований
охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников,
до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы
условий труда требования о ликвидации организации или прекращении
деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований
охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение
безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране
труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований
охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия
или не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной
и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое
переоснащение производственных объектов, производство и внедрение
новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых
или реконструируемых производственных объектов;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости
приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве
делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы
материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности,
предъявлять иски в суд.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что
нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50
минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 23.12 КоАП
РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные
инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных следующими статьями Кодекса:
5.27 "Нарушение законодательства о труде и охране труда";
5.28 "Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного
договора, соглашения";
5.29 "Непредоставление информации, необходимой для проведения
коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения";
5.30 "Необоснованный отказ от заключения коллективного договора,
соглашения";
5.31 "Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному
договору, соглашению";
5.32 "Уклонение от получения требований работников и от участия
в примирительных процедурах";
5.33 "Невыполнение соглашения";
5.34 "Увольнение работников в связи с коллективным трудовым
спором и объявлением забастовки";
5.44 "Сокрытие страхового случая".
Различают общие права для правовых инспекторов труда и для инспекторов
по охране труда, а также специфические права лишь для инспекторов
по охране труда.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными
служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства
о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях,
обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов
труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении надзорно-контрольной
деятельности они обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство
и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права,
а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов
и должностных лиц федеральной инспекции труда;
хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую
и иную), ставшую им известной при осуществлении полномочий;
считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки
или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права;
воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если
проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает
против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
[an error occurred while processing the directive]
|
|