[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Защита корпоративной собственности в арбитражном суде

1. Профилактические меры против корпоративных захватов

Итак, общество создано (зарегистрировано), состав участников общества с ограниченной ответственностью указан в учредительных документах общества, а состав акционеров - в реестре акционеров общества. Означает ли это, что акционер (участник) может спокойно реализовывать свои права, не опасаясь, что кто-либо помимо его воли произведет незаконное отчуждение принадлежащих ему акций (долей)? К большому сожалению, нет. Смена собственника долей в уставном капитале производится путем уведомления общества о совершенной уступке доли, внесения изменений в учредительные документы и регистрации в налоговом органе таких изменений.
Смена собственника акций производится путем представления реестродержателю передаточного распоряжения.
Таким образом, если у лица похитили доли в уставном капитале общества путем фальсификации решения участника о внесении изменений в учредительные документы, а затем похищенную долю продали третьему лицу, то выписка из ЕГРЮЛ вообще не даст никакого представления о том, кто именно похитил долю и на основании каких документов, так как в выписке будет указан только "добросовестный" приобретатель доли у ее похитителя. В результате пострадавший, при подаче иска, вынужден обжаловать акт регистрации налогового органа только на основании того, что он (заявитель) по неизвестным ему причинам лишился права на долю в уставном капитале.
У лица могут похитить акции путем представления реестродержателю поддельного передаточного распоряжения или распоряжения со ссылкой на несуществующий договор купли-продажи или сфальсифицированный, заведомо ничтожный договор.

Рекомендация
Участнику общества необходимо осуществлять мониторинг информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, и периодически запрашивать налоговый орган о сведениях, содержащихся в нем.
Согласно ст. 6, 7 Закона о госрегистрации юридических лиц: содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
- выписки из соответствующего государственного реестра;
- копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
- справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.
Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.
Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами*(47).
В п. 20 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 о Едином государственном реестре юридических лиц указывается, что содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к настоящим Правилам, в виде:
выписки из государственного реестра по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.
Указанный запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.
Открытые и общедоступные сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Срок предоставления указанных сведений определяется соглашением сторон.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.
Указанная информация предоставляется по запросу бесплатно юридическому лицу о нем - в виде выписки из государственного реестра.
Как уже указывалось выше, с 1 января 2005 г. все заинтересованные лица имеют возможность получать сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. Порядок предоставления сведений утвержден Приказом ФНС России от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7.
Полезным будет в связи с этим наладить рабочие отношения с налоговым органом, т.е. установить своеобразный "маячок" или "противоугонную сигнализацию". В случае если в налоговый орган на регистрацию будут представлены документы, связанные с изменением состава участников общества, сменой генерального директора и т.п., не будет лишним, если сотрудник налогового органа просто проинформирует об этом общество по телефону, не более того. Представляется, что со стороны сотрудника налогового органа при этом не будет допущено каких-либо нарушений, так как разумная предосторожность в вопросе смены руководителя общества и его участников не будет свидетельствовать о какой-либо заинтересованности. Более того, отказ от регистрации изменений в этом случае будет возможен только по основаниям, установленным законодательством РФ, вне зависимости от того, будет ли общество информировано о документах, представленных на регистрацию.
Советы акционеру, не желающему стать легкой добычей для захватчика.
1. В обязательном порядке наладить отношения с регистратором (держателем реестра).
Значимость фигуры регистратора определяется тремя факторами:
- регистратор является хранителем реестра, ведет учет прав акционера (ст. 28, 29 Закона о рынке ценных бумаг);
- на основании данных реестра составляется список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров (ст. 51 Закона об АО);
- регистратор выполняет функции счетной комиссии на общем собрании акционеров (ст. 56 Закона о АО).
При выборе реестродержателя необходимо проявлять предельную осторожность и осмотрительность. Служба безопасности предприятия должна работать в тесном контакте с реестродержателем.
В договоре с регистратором на ведение реестра возможно предусмотреть обязанность регистратора информировать эмитента в течение суток (телеграммой) о всех случаях, когда производятся записи по лицевым счетам держателей контрольного пакета акций, связанные с отчуждением или обременением акций. Кроме того, целесообразно выбирать регистратора, который страхует свою профессиональную деятельность и готов в договоре с эмитентом указать, что он несет ответственность за убытки, причиненные акционерам или эмитенту в случае, если будет произведено списание акций с лицевого счета акционера по подложному передаточному распоряжению, фальсификацию которого нельзя было установить при простом визуальном осмотре.
Автор полагает возможным также подписание многостороннего соглашения держателя реестра с эмитентом и владельцами контрольного пакета акций, предусматривающего вышеуказанные обязанность регистратора, а также его ответственность за ее неисполнение и причиненные убытки.
Отдельно в договоре с регистратором необходимо обозначить вопрос о его ответственности за убытки, причиненные акционеру в случае, если акции будут списаны на основании передаточного распоряжения, поддельность (фальсификация) которого не могла быть установлена регистратором путем простого визуального сличения подписи и печати на передаточном распоряжении с имеющимися у регистратора образцами, а была установлено только в ходе экспертизы. В отсутствие обязательного страхования регистратором своей деятельности маловероятно, что регистратор согласится брать на себя ответственность в вышеуказанном случае.
Поскольку в настоящее время отсутствует нормативно закрепленная обязанность регистратора присваивать акциям идентифицирующий признак, позволяющий установить всех владельцев конкретной акции за весь период ее существования, представляется возможным (исключительно по договоренности с регистратором) предусмотреть следующее.
Регистратор, идя навстречу пожеланиям эмитента, вводит своим приказом порядок идентификации акций эмитента (соответствующее положение об идентификации акций утверждается регистратором и является приложением к договору на ведение реестра). Все операции с акциями данного эмитента подлежат отражению в реестре акционеров, ведущемся в электронной форме согласно программному обеспечению, полученному в ФКЦБ (ФСФР) России. Одновременно с этим все операции параллельно отражаются в отдельной базе данных, содержащей программное обеспечение, позволяющее ввести идентифицирующий признак акции. Данное программное обеспечение может разработать как сам эмитент, так и регистратор или третьи лица за счет эмитента. При этом положение об идентификации акций, база данных об операциях по лицевым счетам акционеров, программное обеспечение будут являться взаимно признаваемыми в качестве доказательств совершенных операций как эмитентом, так и регистратором при условии, что данные операции являются идентичными операциям в реестре акционеров, ведущемся по форме, установленной ФКЦБ (ФСФР) России. Данные доказательства, как полагает автор, будут являться допустимыми в арбитражном процессе, так как самостоятельная идентификация акций регистратором по просьбе эмитента не только не нарушает законодательство РФ и права акционеров, а напротив, позволяет эффективно защитить акционеров общества от попыток безвозвратного хищения их акций.
2. Наладить рабочие отношения с:
- налоговой инспекцией по взаимодействию в случае представления в налоговый орган документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы эмитента, и документов, связанных со сменой руководителя;
- с местными правоохранительными органами (если понадобится срочное дознание по факту мошенничества с акциями);
- с обслуживающим банком (в случае внезапного представления в банк карточки с образцами подписей нового руководителя и главного бухгалтера);
- оговорив заранее с данными организациями порядок взаимодействия в случае захвата предприятия в ходе "корпоративной войны".
3. Обеспечить хранение документации общества в местах, не доступных для захватчика (протоколы заседаний совета, правления, собрания; доказательства уведомления акционеров и все, связанные с проведением заседаний, собраний, печати, штампы; бухгалтерскую документацию, договоры, свидетельства о праве собственности на недвижимость и т.п.).
4. Желательно иметь в своем распоряжении:
- векселя от имени эмитента на фирмы, подконтрольные владельцу контрольного пакета акций, дата выдачи которых будет привязана к началу действий захватчика (против векселей надо иметь в готовности действительное встречное обязательство);
- зарегистрированные договоры залога недвижимости - в обеспечение обязательств перед компаниями, дружественными владельцу контрольного пакета акций;
- договоры залога акций, долей в уставном капитале под исполнение действительных обязательств владельца акций (долей) перед дружественными фирмами (предполагается отсутствие риска обращения взыскания на акции (доли).
Эффективными способами защиты являются:
1. Передача акций в доверительное управление (на лицевом счете акционера акции не числятся; в соответствии со ст. 1018 ГК РФ на имущество, переданное в доверительное управление, не допускается обращение взыскания, за исключением случаев несостоятельности учредителя управления).
2. Передача акций номинальному держателю (акции списываются с лицевого счета акционера).
3. Передача акций в залог.
4. Добровольное блокирование операций по лицевому счету акционера.
Необходимо отметить, что залоговые распоряжения, распоряжения о блокировке счета и распоряжения, связанные с переводом акций обратно на счет акционера со счета номинального держателя или со счета доверительного управляющего, также могут быть подделаны и, соответственно, вышеперечисленные способы не являются абсолютной панацеей от противоправных действий, однако могут усложнить процесс хищения.
5. Акционер (юридическое лицо), имеющий контрольный пакет акций общества, должен предусмотреть в своем уставе, что решение вопросов, связанных с отчуждением и обременением акций, принадлежащих данному юридическому лицу, относится к исключительной компетенции общего собрания участников (совета директоров).
6. Необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на повышение интереса менеджмента компании к добросовестному исполнению обязанностей (контракт с генеральным директором, бонусы от прибыли, возможность приобретения акций компании и т.п.).
7. Необходимо осуществлять контроль за:
- состоянием сведений в на предмет выявления фактов обременения или отчуждения недвижимого имущества помимо воли акционера (участника);
- состоянием лицевого счета, отрытого в реестре акционеров.
В соответствии со ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, номинального держателя, представить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней (отказ от представления выписки может быть обжалован).
Кроме того, в обязанности регистратора входит представление зарегистрированных в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данных из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг, а также информирование зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей о правах, закрепленных ценными бумагами и о способах и порядке осуществления этих прав.
8. Ряд специалистов советуют акционерам (участникам) выводить основные, наиболее ликвидные активы, переводя их на несколько полностью подконтрольных предприятий, в которых акционер (участник) обладает 100% долей в уставном капитале. Представляется, что такая мера предосторожности возможна, однако она имеет следующие недостатки:
- нарушаются права миноритарных участников (акционеров);
- как показывает практика, можно лишиться управления даже над полностью подконтрольными предприятиями, если в отношении них будут использованы те же вышеуказанные противоправные способы. При этом лишиться контроля над управлением, например оффшорной компанией, можно даже быстрее, чем над российской, имея в виду крайне упрощенный порядок регистрации, практикующийся за рубежом.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]