[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
1.3. Программы просвещения и информирования
Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить ту работу, которая
ведется международными организациями, государствами на пути просвещения
и информирования потребителей (проведение различныех форумов, собраний,
конференций). Так, 24-26 апреля 2002 г. в Костроме прошла Первая
Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению
потребителей.
Названная конференция проводилась как первое международное мероприятие
по реализации Резолюции ЮНКТАД от 19 октября 2001 г., выработанной
по результатам работы совещания экспертов по правам потребителей
стран - участниц Организации Объединенных Наций. Конференция проходила
под эгидой и при поддержке Полномочного Представителя Президента
РФ в Центральном федеральном округе в рамках международного сотрудничества
стран - участниц Содружества Независимых Государств. Инициаторами
и организаторами Конференции явились Министерство Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Всероссийская
Лига защитников потребителей, Администрация Костромской области.
В работе Конференции приняли участие представители стран - участниц
СНГ: Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана,
Российской Федерации, Украины. Конференция была посвящена десятилетию
вступления в действие Закона о защите прав потребителей, с которого
начало формироваться не только потребительское законодательство
России, но и потребительское законодательство стран - участниц Содружества
Независимых Государств и сотрудничество между ними в сфере защиты
потребителей.
Участники Конференции рассмотрели и обсудили опыт потребительского
воспитания и обучения школьников в системе начального, неполного
и полного среднего общего образования (школы, лицеи, гимназии);
обучения потребительским знаниям в системе начального, среднего
и высшего профессионального образования (производственно-технические
училища, производственные лицеи, техникумы, колледжи, институты,
университеты, академии), в том числе в системе дополнительного образования
(переподготовка кадров, повышение квалификации, получение новых
специальностей); потребительского просвещения, информирования и
консультирования населения средствами массовой информации, институтами
потребительской правозащиты, общественными объединениями потребителей,
просветительскими организациями, а также через систему республиканских,
краевых, областных, городских и районных библиотек.
Участники Конференции обменялись мнениями о путях, формах и методах
дальнейшего развития потребительского образования и потребительского
просвещения детей, молодежи и взрослых. В результате проведенных
дискуссий участники Конференции еще более укрепились в своем убеждении,
что:
1) потребительское образование и просвещение потребителей в развивающихся
странах и странах с переходной экономикой, в том числе в странах
- участницах СНГ, являются главными формами приспособления людей
к новым и быстро меняющимся условиям жизни, основанной на рыночной
экономике;
2) постоянное и системное обучение людей потребительским знаниям
начиная с раннего возраста и в течение всей жизни решительным образом
влияют на выработку у людей разумного и адекватного поведения в
процессе потребления работ, услуг;
3) наличие у людей потребительских знаний, накопление в ходе обучения
и просвещения собственного потребительского опыта адекватного поведения
на рынке помогает потребителям осуществлять качественный и безопасный
выбор товаров, работ, услуг и эффективно противостоять негативным
проявлениям рынка;
4) непрерывное потребительское образование, непрекращающееся потребительское
просвещение, информирование и консультирование населения способствуют
формированию в обществе слоя цивилизованных, культурных потребителей,
способных в массовом порядке предъявлять рынку в целом и предпринимателям
в частности обоснованные потребительские требования и добиваться
от них добросовестного ведения бизнеса и качественного обслуживания
потребителей.
Участники Конференции с особой настойчивостью отмечают, что необходимо
формировать у молодежи с детства и отрочества потребительское мышление,
основанное на законах потребления, на природной потребности человека
в качественном и безопасном материальном и духовном потреблении,
на естественном стремлении людей к улучшению качества своей жизни.
Без организации в масштабе всей страны, любого ее региона системного
и комплексного внедрения потребительского воспитания и обучения
во всех формах и на всех уровнях школьного и профессионального образования,
а также без потребительского просвещения людей усилиями всех институтов
потребительской правозащиты, просветительских учреждений, библиотечной
системы, информационных средств и ресурсов не создать важнейших
слоев гражданского общества, представляющих собой массу грамотных
и активных потребителей и подавляющее большинство добросовестных
предпринимателей. То есть без этой работы не создать в целом цивилизованного
и эффективного рынка. Потребительское образование и просвещение
потребителей являются главными компонентами потребительской политики
государства, всех его регионов. В свою очередь, потребительская
политика должна стать не на словах, а на деле сердцем всей социально-экономической
политики каждого государства, каждой его территории.
Организация системы потребительского воспитания и потребительского
обучения школьников и студентов всех уровней, развитие потребительского
просвещения, информирования и консультирования населения являются
одними из самых важных задач правительств развивающихся стран и
стран с переходной экономикой, в том числе и стран - участниц СНГ.
Также в результате проведенных дискуссий, обсуждений докладов, высказанных
мнений и предложений Первая Международная Конференция по потребительскому
образованию и просвещению потребителей выработала свои рекомендации
международному сообществу, правительствам развивающихся стран и
стран с переходной экономикой, в том числе стран - участниц СНГ,
региональным и муниципальным организациям, общественным объединениям
потребителей, образовательным и просветительским учреждениям, средствам
массовой информации.
Данные рекомендации основаны на приобретенном за последнее десятилетие
опыте государственных, муниципальных, общественных, образовательных,
просветительских и информационных организаций стран - участниц СНГ
по внедрению в повседневную практику потребительского образования,
распространению потребительской грамотности людей, осуществлению
потребительского просвещения, информирования и консультирования
населения.
На конференции выработаны следующие рекомендации по осуществлению
и развитию образования и просвещения потребителей для стран - участниц
СНГ:
1) правительствам стран - участниц СНГ:
а) ввести, начиная с начальных классов и вплоть до окончания школы,
во все образовательные стандарты обязательное потребительское образование,
имеющее своими целями осуществление потребительского воспитания
с младшего школьного возраста, развитие с детства потребительского
внимания и по мере взросления обучение школьников навыкам разумного
потребительского поведения, накопление ими знаний о потреблении
и защите своих потребительских прав, понимание ими принципов культурного
потребительского поведения и добросовестного ведения бизнеса;
б) совместно с альтернативными институтами потребительской правозащиты
и ведущими образовательными учреждениями разработать национальные
концепции политики потребительского образования с целью принятия
на этой основе долгосрочных программ по реализации этой политики;
в) создать научно-исследовательские и учебно-методические центры
потребительского образования и просвещения потребителей для проведения
исследований в этой сфере, обобщения накопленного опыта и его распространения,
разработки учебно-методической, популярно-массовой литературы, учебников,
пособий, словарей, справочников, энциклопедий, игр по потребительской
тематике для различных возрастов и различных форм и уровней образования
и просвещения потребителей, а также для учителей, преподавателей,
предпринимателей, руководителей предприятий, государственных и муниципальных
служащих;
г) учитывая наличие в России наибольшего опыта по организации потребительского
образования и просвещения потребителей среди стран участниц СНГ,
рекомендовать Правительству РФ создать Академию потребительской
и конкурентной политики;
2) предложить парламентам стран - участниц СНГ рассмотреть на парламентских
слушаниях состояние потребительского образования и просвещения потребителей
и предложения по осуществлению политики образования потребителей,
повышению потребительской грамотности населения, организации системы
постоянного и непрерывного обучения, информирования и консультирования
потребителей;
3) министерствам стран СНГ, отвечающим за образовательную политику:
а) ввести потребительскую тематику во все предметы мировоззренческого,
гуманитарного, правового, экономического, управленческого, информационного
и познавательного характера во всех формах и на всех уровнях общего
образования, а также профессионального и дополнительного образования;
б) в старших классах школ, в учреждениях профессионального и дополнительного
образования вводить специальные курсы по культуре потребительского
поведения, по правам потребителей, по изучению потребительского
и конкурентного законодательства, по добросовестному ведению предпринимательства;
в) провести повсеместную переподготовку учителей и преподавателей
по мировоззренческим и экономико-правовым знаниям о потреблении,
правах потребителей, потребительском поведении и защите потребительских
прав, опираясь на опыт передовых в этом вопросе учебных заведений,
а также используя и привлекая для этого специалистов государственных,
муниципальных и общественных институтов потребительской правозащиты;
4) министерствам стран СНГ, отвечающим за организацию просвещения
населения и проведения информационной политики рекомендовать:
а) оказать всяческое содействие и поддержку проведению просвещения,
информирования и консультирования потребителей через библиотечную
систему, обобщить опыт деятельности библиотек в этой сфере и дать
рекомендации по активизации этой работы, имея в виду в силу общего
исторического опыта и общей специфики стран - участниц СНГ, что
только через систему публичных библиотек, ведомственных библиотек,
библиотек учебных заведений можно дойти до большинства населения
и дать возможность большинству жителей, особенно сельских местностей,
овладевать потребительской грамотностью и защищать свои потребительские
права;
б) организовать проведение регулярных конкурсов среди всех видов
библиотек по организации просвещения, информирования и консультирования
потребителей;
5) органам исполнительной власти регионов стран - участниц СНГ,
органам местного самоуправления рекомендовать:
а) осуществлять на своей территории постоянный мониторинг качества
и безопасности товаров, работ, услуг;
б) организовывать проведение регионального сравнительного тестирования
товаров, работ, услуг и регулярное информирование потребителей о
результатах сравнительного тестирования через средства массовой
информации и просвещенческие учреждения;
в) осуществлять информирование населения о правах потребителей,
о потребительском поведении, о формах, методах, способах и опыте
защиты нарушенных потребительских прав;
г) способствовать созданию в каждом органе местного самоуправления
специальной службы по защите нарушенных прав потребителей, отвечающей
также за организацию потребительского образования и просвещения
потребителей, а также организацию и проведение регулярного консультирования
потребителей на муниципальных территориях;
6) учебным заведениям всех форм и уровней осуществлять потребительское
образование учеников, студентов, слушателей на постоянной основе
через введение как самостоятельных предметов по потребительской
тематике, так и введение потребительской тематики во все мировоззренческие,
гуманитарные, экономические, правовые, управленческие, познавательные
дисциплины с учетом возрастных особенностей, социального положения,
характера и уровня предыдущего образования.
[an error occurred while processing the directive]
|
|