[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
2.1. Экономические и правовые аспекты понятия качества товаров,
работ и услуг
Первоначальное фундаментальное определение качества дал Гегель
в "Энциклопедии философских наук": "Качество есть
вообще тождественная с бытием непосредственная определенность...
Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое
качество, оно перестает быть тем, что оно есть".
Другими словами, качество товаров, работ, услуг - это объективно
существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая
определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом,
по-видимому, и заключается сущность понятия качества. Исчезновение
свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам
приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению
объекта торговли.
Технико-экономическое понятие "качество продукции", в
отличие от философского понятия "качество", охватывает
только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения
продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии
с ее назначением.
Качество продукции зависит от качества составляющих ее изделий и
материалов. Если продукция состоит из изделий машиностроения, то
к свойствам, определяющим качество продукции, относятся свойства
отдельных изделий, а также такие свойства совокупности изделий,
как однородность, взаимозаменяемость и т.д.
Согласно основным положениям стандартов ИСО 8402 и ИСО 9000:2000,
а также словарю Европейской организации по качеству (ЕОК) и другим
источникам смысл термина "качество" определен как совокупность
свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять
установленные или предполагаемые потребности.
В первом определении качества говорится о его сущности (совокупности
свойств и характеристик), а во втором - о способности качества удовлетворять
потребности, хотя, как известно, иное качество может и не удовлетворять
их. Поэтому способность удовлетворять потребности было бы правильнее
относить не к сущности качества, а к тому или иному уровню или варианту
качества, которые формируются при создании продукции для удовлетворения
потребностей. В определениях, приведенных выше, способность удовлетворять
потребности отнесена не к уровню качества, а к его сущности, к качеству
вообще. Из-за этого такие определения вызывают серьезные возражения.
Из таких определений следует: если качество - это то, что способно
удовлетворять потребности, то продукция, которая нас не удовлетворяет,
не обладает качеством. Тогда что же такое качество? Объективно существующие
свойства и характеристики продукции или наша оценка этих свойств,
наши ощущения и чувства? И как быть с качеством в том случае, когда
какая-либо продукция нам нравится, а другим нет? Соглашаясь с приведенным
выше определением качества, мы должны будем признать, что один и
тот же предмет в одно и то же время в зависимости от удовлетворения
чьих-то потребностей может и обладать качеством, и не иметь его
вовсе. В результате если качество будет зависеть от удовлетворения
различных потребностей, то оно станет неопределенным понятием, каким-то
неуловимым призраком, всякий раз ускользающим от нас при попытке
определить его сущность.
Все это говорит о том, что прикладное определение качества, данное
в стандартах ИСО и в словаре ЕОК, противоречит фундаментальному,
которое представляет качество как объективно существующую совокупность
свойств и характеристик. Противоречит оно и здравому смыслу, ибо
если продукция существует, то у нее есть вполне определенные характеристики
(производительность, скорость, вес и т.д.) независимо от удовлетворения
чьих-то потребностей.
Само по себе слово "качество" нейтрально. Оно не характеризует
вещь ни с плохой, ни с хорошей стороны. Положительное или отрицательное
отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит
от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют
потребности тех, кто ее приобретает.
В определении качества употребляется словосочетание "совокупность
свойств". В связи с этим необходимо отметить, что качество
продукции охватывает не только потребительские, но и технологические
свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность
и т.п.
Как экономическая категория качество представляет собой совокупность
свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность
удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности. Качество
- это такое свойство товара, которое отражает также потребительную
стоимость, внешнюю форму товара при применении.
Качество в экономическом аспекте включает в себя свойства товара,
т.е. технико-экономические и эстетические свойства, обусловливающие
способность удовлетворять определенные потребности в соответствии
с назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность,
эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные,
строительные, эксплуатационные, натуральные и стоимостные, общие
и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
Качество - это понятие собирательное. Так, понятие качества в юридическом
аспекте, употребляемом в сделках, регулируемых нормами гражданского
законодательства, является сосредоточением таких тесно связанных
между собой терминов, как "материальное качество" и "товарное
качество".
Под материальным качеством понимается наличие в предмете договора
необходимых физических и других материально-сущностных свойств,
определяющих общее направление его функционального использования
в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций
и общества в целом.
Под товарным качеством понимается возможность соответствующей вещи
и иного имущества выступать в качестве товара в торговом обороте.
Приведенные понятия распространяются на вещи и иное имущество, созданные
человеком и данные самой природой. Также качество - это составляющая
часть конкурентоспособности продукции и услуг, фактор непосредственного
воздействия на жизнь каждого человека и, наконец, критерий, по которому
оценивается товар.
Понятие качества включает в себя:
1) соответствие требованиям стандарта. В данном пункте необходимо
отметить, что любой товар должен соответствовать стандартам, установленным
государством для такого рода товаров, т.е. удовлетворять тем требованиям
и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях
и характеристиках. Соответствие стандарту определяет качество товара,
который производится в соответствии с определенным изготовителем
назначением, правилами использования.
Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров
и услуг, являются требования назначения, безопасности, экологичности,
надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Требования назначения - требования, устанавливающие свойства продукции,
определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена
(производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения
услуги и др.), - функциональная пригодность; состав и структуру
сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость.
Требования эргономики - требования согласованности конструкции изделия
с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства
пользования.
Требования ресурсосбережения - требования экономного использования
сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.
Требования технологичности - приспособленность продукции к изготовлению,
эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях
качества.
Эстетические требования - требования к способности продукции или
услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость
в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную
конфигурацию, качество отделки изделия или помещения);
2) соответствие применению - свойство товара, посредством которого
гарантируется удовлетворение нужд покупателя. Свойство продукции
- объективная особенность продукции, которая может проявляться при
ее создании, эксплуатации или потреблении. Данный аспект определяет,
возможно ли применение и использование продукта так, как хотят потребители;
3) соответствие стоимости, т.е. товар должен быть высокого качества
и иметь цену, доступную для потребителя;
4) соответствие скрытым потребностям - определяется как способность
товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга
потребителей, нежели потребность одного, т.е. возможность наиболее
широкого применения в области, для которой этот товар предназначен.
Кроме того, качество товара, работ, услуг - совокупность характеристик
объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные
или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью
свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять
определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В данное определение качества включаются три элемента - объект,
потребности, характеристики.
Объект - это то, к чему предъявляются требования по качеству. Объектами
в соответствии с законодательством Российской Федерации являются
деятельность или процесс; продукция; услуги.
В свою очередь, продукция - это результат деятельности или процессов,
товар - это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица
к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды
и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения,
использования или потребления.
Услуга - это предпринимательская деятельность организации, направленная
на удовлетворение потребностей потребителя.
Потребность - это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.
Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность,
он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие
потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.),
в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Потребности
выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей
трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты. При этом
осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый
в виде определенной сделки.
Характеристики - это описание, определение отличительных свойств,
качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные
и количественные характеристики. Качественные характеристики - это,
например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики
(параметры) используются для установления области и условий использования
товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества.
Кроме того, каждый товар, работа, услуга обладают определенными
показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного
или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель
качества количественно характеризует способность работ, товаров,
услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании
данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества
выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными.
При определении показателя качества того или иного товара следует
различать наименование показателя и значение показателя.
Показатели могут служить величинами, характеризующими количество
и природу нарушения требований технических заданий на разработку
продукции, требований конструкторской, технологической и другой
нормативно-технической документации на ее производство, а также
требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия
ремонта, хранения и транспортирования продукции.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых
групп товаров, работ, услуг. Установление стандартов качества товаров,
работ, услуг является основой для реализации права потребителей
на качественную продукцию, работы и услуги.
[an error occurred while processing the directive]
|
|