[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ: ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

5. ДЕЛА О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

5.4. Единый социальный налог

Дело в пользу налогоплательщика.

Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей
исчисляются начиная с окончания отчетного периода
(а не месяца)

Постановлением ФАС Поволжского округа от 11.04.2006 по делу N А65-36384/2005-СА2-34 Решение от 30.12.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-36384/2005-СА2-34 было оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Суть спора.
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Республике Татарстан от 30.09.2005 N 249 в части начисления пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 17 472 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.2005 заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Доводы кассационной жалобы.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просила отменить судебное Решение и отказать заявителю в удовлетворении его требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку ст. 243 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика ежемесячно уплачивать авансовые платежи по единому социальному налогу, за несвоевременную уплату этих платежей должны начисляться пени.
Кассационное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Мотивы решения.
Как следовало из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных заявителем 18 июля 2005 г. расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I полугодие 2005 г.
Проверкой было установлено, что налогоплательщиком в апреле 2005 г. были применены налоговые вычеты в сумме 1 477 405 руб., в мае 2005 г. - в сумме 1 600 192 руб. при наличии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общих суммах 1 328 803 руб. и 1 588 253 руб. соответственно.
По результатам проверки налоговой инспекцией было принято оспариваемое решение от 30.09.2005 N 249 о начислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 17 472 руб. 52 коп.
Не согласившись с начислением пени, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции в этой части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым законодательством не предусмотрено начисление пеней за нарушение срока уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением установленного срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что пени начисляются за нарушение срока уплаты налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При этом при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Как указано в п. 3 ст. 243 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент налогового спора), в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производили исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежавшая уплате за отчетный период, определялась с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производилась не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляли разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежала уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Таким образом, пени могут быть начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, определенных по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, девяти месяцев, а не помесячно.
Данная правовая позиция приведена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Исходя из данных обстоятельств, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда.
Аналогичные решения:
- Постановление ФАС Уральского округа от 26.03.2007 N Ф09-1970/07-С2;
- Постановление ФАС Уральского округа от 09.03.2007 N Ф09-1318/07-С2;
- Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2007 N Ф08-468/2007-214А.

Пример заполнения искового заявления.

                            В Арбитражный суд _____________________ области
                            Заявитель: ООО "Лютик", юридический адрес:
                            _______________________________________________
                            Заинтересованное лицо: ИФНС России
                            по ______________ району г. __________________,
                            расположенная по адресу: _____________________.

Заявление

    "__" __________  ____ г. по результатам проведения камеральной проверки
расчета   по   авансовым   платежам   по  единому   социальному  налогу  за
__________ ____ г. ООО "Лютик" было вынесено решение от "__" _________
  квартал
____ г. N _____,  которым  начислены пени за несвоевременную уплату единого
социального налога в сумме ________ (__________) руб.
Считаем, что начисление пени произведено в данном случае незаконно и необоснованно, и полагаем необходимым пояснить следующее.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением установленного срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что пени начисляются за нарушение срока уплаты налога.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При этом при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по этому налогу считаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Как указано в п. 3 ст. 243 НК РФ, в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Таким образом, пени могут быть начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, определенных по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, девяти месяцев, а не помесячно.
Данная правовая позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, а также подтверждается материалами судебной практики (Постановления ФАС Уральского округа от 26.03.2007 N Ф09-1970/07-С2, от 09.03.2007 N Ф09-1318/07-С2; ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2007 N Ф08-468/2007-214А).
В соответствии с вышеизложенным и на основании ст. ст. 197, 198, 199 АПК РФ

Просим

признать незаконным решение ИФНС России по ____________ району г. __________ от "__" __________ ____ г. N _____ в части доначисления сумм налога и пени.

Приложения:
1) копия налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за ____ г. с отметкой налогового органа в получении;
2) копия решения от "__" __________ ____ г. N _____ об отказе в привлечении к налоговой ответственности и начислении пени за несвоевременную уплату налога;
3) копия Устава ООО "Лютик";
4) выписка из Единого государственного реестра на ООО "Лютик";
5) копия Решения N 1 учредителя ООО "Лютик" об избрании директора;
6) копия описи вложения об отправлении заявления с приложениями в адрес заинтересованного лица;
7) платежное поручение по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в арбитражном суде.

    "__" __________ ____

    Директор
    ООО "Лютик"                      _______________ /_______________/

 

Оглавление

Далее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]