[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

Глава 42. Правовое регулирование расчетов

назад

2.2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении банком платежного поручения он несет ответственность по основаниям и в размере, предусмотренным гл. 25 ГК, т.е. обязан возместить клиенту причиненные убытки. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение банком платежного поручения явилось следствием нарушения банком правил совершения расчетных операций и повлекло неправомерное удержание денежных средств, то банк уплачивает проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК. В качестве ненадлежащего совершения операций по счету может рассматриваться невыполнение указаний клиента о списании денежных средств со счета плательщика, необоснованное списание сумм со счета клиента, например списание большей суммы, чем указано в платежном поручении.
Размер ответственности банка перед клиентом определяется в порядке, установленном ст. 395 ГК, т.е. исходя из учетной ставки банковского процента, существующей либо в месте жительства клиента-гражданина, либо в месте нахождения клиента - юридического лица. В отношении обязательств, выраженных в рублях, применяется ставка рефинансирования ЦБР (ставка, по которой ЦБР предоставляет кредиты банкам), по обязательствам в иностранной валюте - средняя ставка банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения (жительства) клиента, которая определяется на основании публикаций в официальных источниках информации*(193). Иной размер ответственности может быть определен сторонами в договоре банковского счета, однако он не может быть меньше установленного ст. 395 ГК, так как в силу ст. 332 ГК размер законной неустойки может быть только увеличен соглашением сторон.
Банк плательщика несет ответственность перед своим клиентом и за несвоевременное зачисление денежных средств банком-корреспондентом на счет получателя платежа; в этом случае у банка плательщика возникают требования в порядке регресса к банку получателя платежа. Статья 866 ГК предусматривает возможность возложения судом ответственности непосредственно на банк, привлеченный для исполнения поручения плательщика, в тех случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение имело место в связи с нарушением им правил совершения расчетных операций.
3. Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК). Другими словами, инкассо - это поручение клиента банку, в котором у него открыт счет, получить для него платеж или согласие на осуществление платежа от плательщика.
3.1. Расчеты по инкассо могут осуществляться в силу требований законодательства или на основании условий договора, заключенного клиентом со своим контрагентом (основной договор). В соответствии с ГК расчетный документ, применяемый при инкассо, именуется инкассовое поручение, а Положение о безналичных расчетах вводит два документа: платежное требование и инкассовое поручение. Таким образом, российское законодательство подразделяет расчеты по инкассо на расчеты с использованием платежных требований и расчеты с использованием инкассовых поручений. Платежные требования применяются для получения платежа с согласия плательщика (акцептная форма расчетов) и для получения платежа без согласия плательщика (безакцептная форма расчетов). Расчеты с использованием инкассовых поручений всегда осуществляются без согласия плательщика и называются бесспорной формой расчетов.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных договором между клиентом банка и его контрагентом (основной договор). Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством, и в случаях, предусмотренных сторонами в основном договоре. В последнем случае банку, обслуживающему плательщика, должно быть предоставлено право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения в заключенном с плательщиком договоре банковского счета.
Списание денежных средств со счетов плательщиков по инкассовым поручениям производится в бесспорном порядке. Инкассовые поручения в основном применяются при получении платежа по исполнительным документам, однако случаи расчетов с использованием инкассовых поручений могут быть предусмотрены и в договоре между клиентом и его контрагентом (основной договор). В этом случае договор банковского счета должен содержать условие о списании денежных средств в бесспорном порядке, а клиент обязан предоставить банку информацию о лице, имеющем право давать банку поручение на списание средств в бесспорном порядке, и данные об основном договоре.
3.2. Наибольшее распространение получили расчеты по инкассо с акцептом плательщика. При акцептной форме расчетов клиент направляет в банк платежное требование с просьбой получить от плательщика акцепт и (или) платеж; либо выдать документы плательщику против акцепта и (или) платежа; либо выдать плательщику документы на других условиях.
Банк, который получает от клиента платежное требование, называется банком-эмитентом, он действует в соответствии с инструкциями клиента. Банк-эмитент проверяет по внешним признакам соответствие представленных документов платежному требованию. В случае обнаружения какого-либо несоответствия или отсутствия документа банк-эмитент возвращает документы без исполнения. Банк-эмитент может сделать представление плательщику самостоятельно, тем самым выступив в качестве исполняющего банка. Это происходит в тех случаях, когда счет клиента и плательщика находятся в одном банке. Обычно для выполнения поручения клиента банк-эмитент привлекает иной исполняющий банк.
Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении платежного требования. В тех случаях, когда документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении платежного требования, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления срока платежа, указанного в документе.
Если платежное требование оплачивается с предварительным акцептом, то срок для акцепта должен быть определен в основном договоре и не может составлять менее 5 рабочих дней. При отсутствии такого указания срок для акцепта считается равным 5 рабочим дням. Отказ как полный, так и частичный от акцепта платежного требования может быть произведен по основаниям, предусмотренным в основном договоре с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.
Платежное требование может содержать инструкции в отношении передачи плательщику документов как против платежа, так и против акцепта. В некоторых случаях клиент поручает выдать документы плательщику без оплаты. Традиционно документы выдаются плательщику против платежа. При использовании в расчетах векселя плательщик получает документы после его акцепта. Акцептуя вексель, плательщик тем самым принимает на себя обязательство совершить платеж в указанный срок. Без оплаты документы передаются плательщику в том случае, когда платеж обеспечивается другими способами, например банковской гарантией. Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.
Получив акцепт, исполняющий банк не позже следующего дня списывает со счета клиента денежные средства, а если их недостаточно, списание производится в установленной ст. 855 ГК очередности. Полученные исполняющим банком суммы должны быть немедленно переданы в распоряжение банка-эмитента, который обязан зачислить их на счет клиента не позже дня, следующего за днем поступления. В тех случаях, когда это предусмотрено в платежном требовании или банковскими правилами, банк имеет право принять частичные платежи.
Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк незамедлительно извещает банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа в акцепте, который, в свою очередь, обязан немедленно информировать об этом клиента. Клиент вправе дать банку-эмитенту указания о дальнейших действиях. Например, при получении отказа в акцепте векселя или чека клиент может поручить банку-эмитенту осуществить его протест. В случае, если исполняющий банк не получает указаний о дальнейших действиях в разумный срок, он возвращает документы банку-эмитенту, который выдает их клиенту. Банковскими правилами может быть установлен иной срок для получения указаний о дальнейших действиях.

далее

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]