[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

Глава 47. Коммерческая концессия

назад

Статья 1027 ГК содержит открытый перечень передаваемых по договору коммерческой концессии прав, что дает сторонам определенную свободу и гибкость при заключении договоров коммерческой концессии. Лишь некоторые из перечисленных в ст. 1027 ГК права являются обязательными для включения их в договор. Хотя перечень обязательных объектов прямо законом не установлен, обязательность наличия тех или иных объектов следует из норм гл. 54 ГК. Из п. 3 ст. 1037 ГК следует, что к обязательным объектам, без которых договор прекращает свое действие, относятся фирменное наименование и коммерческое обозначение: если прекращаются принадлежащие правообладателю права на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то прекращается и договор коммерческой концессии.
Фирменным наименованием признается наименование коммерческой организации, в том числе содержащее указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК). Исключительное право на использование фирменного наименования возникает с момента его государственной регистрации, что в настоящее время совпадает с моментом государственной регистрации юридического лица и внесения фирменного наименования в единый государственный реестр юридических лиц (пп. 1 и 4 ст.  54 ГК, п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных коммерческих организаций содержатся в соответствующих нормах ГК и специальных законах о таких коммерческих организациях (например, Закон об акционерных обществах (ст. 4), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 4), Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст.  4)).
Сложнее обстоит дело с понятием коммерческого обозначения - такое понятие законодательно до сих пор не закреплено, не сложилось и единого понимания коммерческого обозначения в науке. Одни исследователи понимают под коммерческим обозначением применяемое в деятельности предпринимателя незарегистрированное, общеизвестное и охраняемое без регистрации наименование, другие - средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса, третьи - аналог фирменного наименования - у индивидуальных предпринимателей. Однако какой бы смысл ни вкладывался в понятие коммерческого обозначения, охрана коммерческого обозначения в качестве исключительного права возможна лишь в случае, если исключительное право на него предусмотрено ГК или другими законами (такой вывод прямо следует из абз. 1 ст.  138 ГК). На данный момент исключительное право на коммерческие обозначения не предусмотрено ни ГК, ни другими законами, не определены и условия охраны коммерческих обозначений и их соотношение с другими средствами индивидуализации. Не должно рассматриваться в качестве устанавливающего исключительное право на коммерческое обозначение и содержание п. 1 ст. 1027 ГК. Право предпринимателя без образования юридического лица, выступая в гражданском обороте под своим именем, использовать в своей деятельности определенное незарегистрированное обозначение, если такое использование при этом не является нарушением исключительных прав третьих лиц или актом недобросовестной конкуренции, подтверждается судебной практикой*(233), однако при этом судом не признается исключительное право на такое обозначение*(234).
Вопрос об отнесении охраняемой коммерческой информации к обязательным объектам передачи по договору коммерческой концессии также четко не решен. Под охраняемой коммерческой информацией понимается информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании и если обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК, Закон о коммерческой тайне). Большинство авторов сходятся во мнении, что охраняемая коммерческая информация относится к обязательным объектам передачи в рамках договора коммерческой концессии. Как следует из п. 1 ст. 1031 ГК, правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии. В числе такой информации может быть и охраняемая коммерческая информация. В связи с этим следует признавать обязательным объектом передачи только такую охраняемую коммерческую информацию, передача которой необходима пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии.
К факультативным объектам передачи по договору коммерческой концессии следует отнести все права, не являющиеся обязательными объектами передачи (права на товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемую коммерческую информацию (если ее передача не является обязательной в силу п. 1 ст. 1031 ГК), изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.). Круг таких объектов определяется сторонами договора коммерческой концессии.
5. Стороны, порядок заключения и расторжения договора коммерческой концессии. Сторонами договора коммерческой концессии, как это определено в п. 3 ст. 1027 ГК, могут быть исключительно лица, наделенные предпринимательским статусом в установленном законом порядке (ст. 2 ГК), т.е. коммерческие организации (ст. 50 ГК) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК), в том числе иностранные. Предпринимательский статус должен быть официально закреплен за лицом - стороной договора коммерческой концессии. Не может быть стороной договора коммерческой концессии лицо, хотя и осуществляющее предпринимательскую деятельность, но не прошедшее процедуру регистрации в качестве предпринимателя (п. 4 ст. 23 ГК). Не могут быть стороной договора коммерческой концессии и некоммерческие организации, в разрешенных пределах осуществляющие предпринимательскую деятельность (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК).
В ст. 1028 ГК установлено требование об обязательном соблюдении письменной формы при заключении договора коммерческой концессии, и в развитие правила, установленного п. 2 ст. 162 ГК, несоблюдение письменной формы сделки при заключении договора коммерческой концессии влечет ее недействительность (абз. 2 п. 1 ст. 1028 ГК).
В целях фиксации разрешенных пределов использования прав, переданных по договору коммерческой концессии, и предотвращения нарушений прав законных правообладателей законодательством предусмотрены также регистрация договора коммерческой концессии и регистрация перехода прав по договору, если такое требование специально установлено законодательством.
Регистрация договора коммерческой концессии осуществляется на основании п. 2 ст. 1028 ГК. Без регистрации договор коммерческой концессии считается заключенным, однако его действие распространяется только на отношения сторон договора. Правовые последствия регистрации состоят в том, что с момента регистрации стороны договора получают право ссылаться на договор и в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК). Регистрация носит не правоустанавливающий характер, как это происходит, например, при регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а придает договору характер обязательства "между всеми" (erga omnes). В то же время на правообладателя возложена прямая обязанность по обеспечению регистрации договора коммерческой концессии (абз. 1 п. 2 ст. 1031 ГК).
Регистрация договора коммерческой концессии производится органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя, а в случае, если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация производится регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. В настоящее время порядок регистрации договоров коммерческой концессии определен приказом Минфина России от 12 августа 2005 г. N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)"*(235). Регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной налоговой службы. Регистрации подлежат заключение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии (ст. 1036 и ст. 1037 ГК). Регистрация фактически носит явочный характер и осуществляется при представлении одной из сторон установленных названным приказом документов. На регистрацию договора отведено не более 5 рабочих дней.

В случае если по договору коммерческой концессии передаются права, переход которых требует отдельной государственной регистрации, такая регистрация должна производиться сторонами по правилам, установленным для соответствующего права. К таким случаям относятся, например, передача прав на товарный знак, знак обслуживания, изобретение, полезную модель, промышленный образец, что требует регистрации перехода перечисленных прав в патентном ведомстве (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Такая регистрация носит правоустанавливающий характер, и в случае несоблюдения требования о регистрации наступают последствия недействительности, предусмотренные ст. 165 ГК.
Договор коммерческой концессии можт заключаться как на определенный срок, так и без указания срока (п. 1 ст. 1028 ГК). Если договор заключен на определенный срок, он может быть расторгнут только по основаниям, названным гл. 29 ГК, т.е. по соглашению сторон или решению суда. При этом по истечении срока договора коммерческой концессии пользователь, если он надлежащим образом исполнял свои обязанности, имеет право на заключение договора на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК) аналогично положениям ст.  621 ГК об аренде.

далее

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]