[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

Гражданское право. Том 2

 

Глава 47. Коммерческая концессия

1. Понятие и значение договора коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии является новым институтом отечественного гражданского права, введенным в законодательство в 1996 г., с принятием ч. 2 ГК. В соответствии со ст. 1027 ГК, договором коммерческой концессии признается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю*(232).
Получив в конце 70-х г. XX в. распространение в наиболее экономически развитых странах мира под названием "франчайзинг" (от  англ. "franchising" - право, привилегия) и "франшиза" (от фр. "franchise" - льгота), коммерческая концессия появилась и в нашей стране. Первыми коммерческими концессиями были: "Макдоналдс", "Патио-Пицца", "Пицца-хат", "Кока-кола", "Пепси-кола", "Кодак" и др. В последние годы список коммерческих концессий пополнился рядом зарубежных и отечественных имен: "Кофе Хаус", "Голд Джим", "Елки-палки", "М.видео", "Три толстяка", "Обувь XXI века", "Работа для вас", ЗАО "Седьмой Континент" и т.д. Коммерческие концессии активно действуют не только в крупных городах, но и на региональном уровне. Коммерческая концессия наиболее часто используется в сфере питания, обслуживания, торговли и, как правило, нацелена на удовлетворение потребностей широких слоев потребителей. Нередко в договоре коммерческой концессии на стороне правообладателя выступает иностранный партнер.
Развитие коммерческой концессии - признак перехода хозяйственных отношений на более высокий уровень, а также следствие усиления конкуренции на рынке товаров и услуг. Эксперты рассматривают коммерческую концессию как одну из наиболее прогрессивных форм развития бизнеса. При низком уровне собственных капиталовложений правообладатель получает расширение сети своего предприятия и новые рынки сбыта, а также распространение и признание продукции, работ и услуг, выпускаемых под его товарным знаком или знаком обслуживания. В свою очередь, пользователь франшизы получает возможность использовать уже известный широкому кругу потребителей товарный знак, имя и репутацию правообладателя, его специализированные знания и опыт, а также налаженные каналы закупок и сбыта. Пользователь получает экономию на "стартовых" затратах и поддержку правообладателя, что значительно повышает выживаемость пользователя в конкурентной борьбе.
2. Общая характеристика договора коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии - консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Он содержит элементы отношений, присущие ряду других гражданско-правовых договоров, таких, как договор аренды, договор возмездного оказания услуг, договор доверительного управления, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), посреднические договоры (договор комиссии и агентский договор), лицензионный договор. Однако договор коммерческой концессии - это самостоятельный вид договора, урегулированный нормами гл.  54 ГК и входящий в систему договоров гражданского права, а не смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК). Из перечисленных видов договоров к договору коммерческой концессии наиболее близок лицензионный договор, положения о котором содержатся в законодательстве о промышленной собственности (ст. 26 Закона о товарных знаках, ст. 13 Патентного закона). Аналогично договору коммерческой концессии по лицензионному договору лицензиар осуществляет передачу лицензиату за плату на установленный в договоре срок определенные права на использование принадлежащих лицензиару исключительных прав. Говорить о договоре коммерческой концессии как о самостоятельном виде договоров позволяет ряд приведенных ниже существенных особенностей:
1) цель договора коммерческой концессии - передача полного комплекса прав, технологий, знаний, опыта и т.п., необходимых для осуществления пользователем предпринимательской деятельности по образцу правообладателя. Особенность договора коммерческой концессии - именно в комплексности предоставляемых пользователю прав. Предметом же лицензионного договора признается передача отдельных объектов исключительных прав;
2) перечень объектов, которые могут передаваться по договору коммерческой концессии, шире, чем перечень объектов, передаваемых по лицензионному договору. Так, законодательством не предусмотрена возможность передачи в рамках лицензионного договора прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение, а также прав на использование деловой репутации;
3) помимо условий о передаче исключительных прав, договор коммерческой концессии предусматривает и порядок взаимодействия правообладателя с пользователем в связи с передачей последнему исключительных прав и ведением им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности правообладателя. Согласно п. 1 ст. 1033 ГК к таким условиям могут, в частности, относиться: обязательство правообладателя воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на закрепленной за пользователем территории, обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на определенной территории, обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения, внешнее и внутреннее оформление используемых пользователем коммерческих помещений;
4) отличает коммерческую концессию от лицензионного договора и сфера использования переданных по франшизе прав: использование допускается исключительно в предпринимательской сфере, а сторонами договора могут быть только лица с предпринимательским статусом.
3. Законодательство о коммерческой концессии. Право России пошло по пути специального законодательного регулирования коммерческой концессии (коммерческой концессии посвящена гл. 54 ГК), и это дополнительно подтверждает статус коммерческой концессии как самостоятельного договора. В связи с этим нормы, регулирующие договоры, смежные с коммерческой концессией (договоры аренды, о совместной деятельности, лицензионные договоры), могут применяться только в случае, если отсутствует прямая норма, регулирующая отношение (или отсутствует соответствующее соглашение сторон или применимый обычай делового оборота), и только в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 6 ГК (аналогия закона). Для разрешения вопросов, непосредственно не связанных с отношениями правообладателя и пользователя в рамках коммерческой концессии, для определения требований к самим объектам, исключительные права на которые передаются, а также оснований приобретения и перехода прав правообладателя на такие объекты необходимо применять соответствующие положения ГК и других законодательных актов. Так, при заключении и исполнении договоров коммерческой концессии следует учитывать положения Закона о конкуренции и Закона о защите прав потребителей, а для определения статуса передаваемых по договору коммерческой концессии исключительных прав и порядка выдачи по ним лицензий необходимо руководствоваться положениями ст. 54 ГК, Закона о товарных знаках, Патентного закона, Закона об авторском праве и др. В отношении договора коммерческой концессии также применимы общие положения ГК о заключении договоров, о представительстве, о недействительности сделок и т.д., если гл. 54 ГК не предусмотрены специальные правила для договора коммерческой концессии.
4. Предмет договора коммерческой концессии. Предмет договора коммерческой концессии заключается в предоставлении правообладателем пользователю на возмездной основе права использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК, передача прав по договору коммерческой концессии может производиться как на исключительной основе (за правообладателем сохраняется право на использование и передачу исключительного права только в части, не переданной пользователю), что на практике встречается довольно редко, так и на неисключительной основе (правообладатель сохраняет за собой все исключительные права, переданные пользователю по договору коммерческой концессии, и может впоследствии продолжать передавать эти права третьим лицам).
Предоставляемые по договорам коммерческой концессии права могут определяться объемом прав (объемом использования), территорией разрешенного использования и сферой предпринимательской деятельности, в которой разрешено использование (п. 2 ст. 1027 ГК). Указание перечисленных характеристик передаваемых прав в договоре коммерческой концессии является обязательным и составляет существенное условие договора.

далее

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]