[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
Гражданское право. Том 2
Глава 47. Коммерческая концессия1. Понятие и значение договора коммерческой концессии. Договор
коммерческой концессии является новым институтом отечественного
гражданского права, введенным в законодательство в 1996 г., с
принятием ч. 2 ГК. В соответствии со ст. 1027 ГК, договором коммерческой
концессии признается договор, по которому одна сторона (правообладатель)
обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение
на срок или без указания срока право использовать в определенном
объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс
исключительных прав, принадлежащих правообладателю*(232).
Получив в конце 70-х г. XX в. распространение в наиболее экономически
развитых странах мира под названием "франчайзинг" (от
англ. "franchising" - право, привилегия) и "франшиза"
(от фр. "franchise" - льгота), коммерческая концессия
появилась и в нашей стране. Первыми коммерческими концессиями
были: "Макдоналдс", "Патио-Пицца", "Пицца-хат",
"Кока-кола", "Пепси-кола", "Кодак"
и др. В последние годы список коммерческих концессий пополнился
рядом зарубежных и отечественных имен: "Кофе Хаус",
"Голд Джим", "Елки-палки", "М.видео",
"Три толстяка", "Обувь XXI века", "Работа
для вас", ЗАО "Седьмой Континент" и т.д. Коммерческие
концессии активно действуют не только в крупных городах, но и
на региональном уровне. Коммерческая концессия наиболее часто
используется в сфере питания, обслуживания, торговли и, как правило,
нацелена на удовлетворение потребностей широких слоев потребителей.
Нередко в договоре коммерческой концессии на стороне правообладателя
выступает иностранный партнер.
Развитие коммерческой концессии - признак перехода хозяйственных
отношений на более высокий уровень, а также следствие усиления
конкуренции на рынке товаров и услуг. Эксперты рассматривают коммерческую
концессию как одну из наиболее прогрессивных форм развития бизнеса.
При низком уровне собственных капиталовложений правообладатель
получает расширение сети своего предприятия и новые рынки сбыта,
а также распространение и признание продукции, работ и услуг,
выпускаемых под его товарным знаком или знаком обслуживания. В
свою очередь, пользователь франшизы получает возможность использовать
уже известный широкому кругу потребителей товарный знак, имя и
репутацию правообладателя, его специализированные знания и опыт,
а также налаженные каналы закупок и сбыта. Пользователь получает
экономию на "стартовых" затратах и поддержку правообладателя,
что значительно повышает выживаемость пользователя в конкурентной
борьбе.
2. Общая характеристика договора коммерческой концессии. Договор
коммерческой концессии - консенсуальный, возмездный, двусторонне
обязывающий. Он содержит элементы отношений, присущие ряду других
гражданско-правовых договоров, таких, как договор аренды, договор
возмездного оказания услуг, договор доверительного управления,
договор простого товарищества (договор о совместной деятельности),
посреднические договоры (договор комиссии и агентский договор),
лицензионный договор. Однако договор коммерческой концессии -
это самостоятельный вид договора, урегулированный нормами гл.
54 ГК и входящий в систему договоров гражданского права, а не
смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК). Из перечисленных видов договоров
к договору коммерческой концессии наиболее близок лицензионный
договор, положения о котором содержатся в законодательстве о промышленной
собственности (ст. 26 Закона о товарных знаках, ст. 13 Патентного
закона). Аналогично договору коммерческой концессии по лицензионному
договору лицензиар осуществляет передачу лицензиату за плату на
установленный в договоре срок определенные права на использование
принадлежащих лицензиару исключительных прав. Говорить о договоре
коммерческой концессии как о самостоятельном виде договоров позволяет
ряд приведенных ниже существенных особенностей:
1) цель договора коммерческой концессии - передача полного комплекса
прав, технологий, знаний, опыта и т.п., необходимых для осуществления
пользователем предпринимательской деятельности по образцу правообладателя.
Особенность договора коммерческой концессии - именно в комплексности
предоставляемых пользователю прав. Предметом же лицензионного
договора признается передача отдельных объектов исключительных
прав;
2) перечень объектов, которые могут передаваться по договору коммерческой
концессии, шире, чем перечень объектов, передаваемых по лицензионному
договору. Так, законодательством не предусмотрена возможность
передачи в рамках лицензионного договора прав на фирменное наименование
и коммерческое обозначение, а также прав на использование деловой
репутации;
3) помимо условий о передаче исключительных прав, договор коммерческой
концессии предусматривает и порядок взаимодействия правообладателя
с пользователем в связи с передачей последнему исключительных
прав и ведением им предпринимательской деятельности, аналогичной
деятельности правообладателя. Согласно п. 1 ст. 1033 ГК к таким
условиям могут, в частности, относиться: обязательство правообладателя
воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на закрепленной
за пользователем территории, обязательство пользователя не конкурировать
с правообладателем на определенной территории, обязательство пользователя
согласовывать с правообладателем место расположения, внешнее и
внутреннее оформление используемых пользователем коммерческих
помещений;
4) отличает коммерческую концессию от лицензионного договора и
сфера использования переданных по франшизе прав: использование
допускается исключительно в предпринимательской сфере, а сторонами
договора могут быть только лица с предпринимательским статусом.
3. Законодательство о коммерческой концессии. Право России пошло
по пути специального законодательного регулирования коммерческой
концессии (коммерческой концессии посвящена гл. 54 ГК), и это
дополнительно подтверждает статус коммерческой концессии как самостоятельного
договора. В связи с этим нормы, регулирующие договоры, смежные
с коммерческой концессией (договоры аренды, о совместной деятельности,
лицензионные договоры), могут применяться только в случае, если
отсутствует прямая норма, регулирующая отношение (или отсутствует
соответствующее соглашение сторон или применимый обычай делового
оборота), и только в порядке и по основаниям, предусмотренным
ст. 6 ГК (аналогия закона). Для разрешения вопросов, непосредственно
не связанных с отношениями правообладателя и пользователя в рамках
коммерческой концессии, для определения требований к самим объектам,
исключительные права на которые передаются, а также оснований
приобретения и перехода прав правообладателя на такие объекты
необходимо применять соответствующие положения ГК и других законодательных
актов. Так, при заключении и исполнении договоров коммерческой
концессии следует учитывать положения Закона о конкуренции и Закона
о защите прав потребителей, а для определения статуса передаваемых
по договору коммерческой концессии исключительных прав и порядка
выдачи по ним лицензий необходимо руководствоваться положениями
ст. 54 ГК, Закона о товарных знаках, Патентного закона, Закона
об авторском праве и др. В отношении договора коммерческой концессии
также применимы общие положения ГК о заключении договоров, о представительстве,
о недействительности сделок и т.д., если гл. 54 ГК не предусмотрены
специальные правила для договора коммерческой концессии.
4. Предмет договора коммерческой концессии. Предмет договора коммерческой
концессии заключается в предоставлении правообладателем пользователю
на возмездной основе права использовать в определенном объеме
в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное
наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя,
на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные
договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания
и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК, передача прав по договору
коммерческой концессии может производиться как на исключительной
основе (за правообладателем сохраняется право на использование
и передачу исключительного права только в части, не переданной
пользователю), что на практике встречается довольно редко, так
и на неисключительной основе (правообладатель сохраняет за собой
все исключительные права, переданные пользователю по договору
коммерческой концессии, и может впоследствии продолжать передавать
эти права третьим лицам).
Предоставляемые по договорам коммерческой концессии права могут
определяться объемом прав (объемом использования), территорией
разрешенного использования и сферой предпринимательской деятельности,
в которой разрешено использование (п. 2 ст. 1027 ГК). Указание
перечисленных характеристик передаваемых прав в договоре коммерческой
концессии является обязательным и составляет существенное условие
договора.
далее
[an error occurred while processing the directive]
|
|