Гражданское право. Том 2
Глава 57. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров,
работ и услуг
назад
4. Содержание права на фирменное наименование. Право на фирменное
наименование является исключительным правом. Коммерческая организация
- правообладатель может свободно использовать фирменное наименование
для своей индивидуализации, в том числе вправе совершать под ним
гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, защищать
нарушенные или оспариваемые права, помещать свое фирменное наименование
на вывесках, бланках, счетах, использовать его в публикациях рекламного
характера, объявлениях и т.п. Правообладатель имеет право требовать
от всех третьих лиц воздерживаться от любых действий, связанных
с неправомерным использованием принадлежащего ему права на фирменное
наименование. В частности, он вправе пресекать использование наименования
тождественного или сходного до степени смешения с его фирменным
наименованием другими лицами.
Практика идет по пути признания фирменных наименований тождественными
(сходными до степени смешения), если в результате их полного совпадения
возникает коллизия интересов их обладателей и вводятся в заблуждение
потребители. Подобных последствий, как правило, не возникает,
если деятельность юридических лиц происходит на разной территории
или в разных деловых сферах. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил
в письме от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях
совещаний по арбитражной практике", что если одно и то же
название (т.е. произвольная часть фирменного наименования) присвоено
предприятиям с различной организационно-правовой формой, то они
могут выступать в обороте с одним и тем же названием*(342).
Не является нарушением права на фирменное наименование его упоминание
без разрешения правообладателя любыми заинтересованными лицами
(например, в информационных и аналитических публикациях, в прессе,
в обобщениях судебной практики и т.п.).
Юридическое лицо может обладать только одним фирменным наименованием.
Кроме того, его обязанностью является участие в гражданском обороте
под этим фирменным наименованием. Эти требования направлены на
то, чтобы не вводить в заблуждение других участников экономического
оборота и потребителей.
Право на фирменное наименование действует бессрочно, пока данное
юридическое лицо продолжает оставаться зарегистрированным под
этим наименованием. Изменение фирменного наименования может быть
обусловлено как волеизъявлением юридического лица, так и его реорганизацией.
5. Распоряжение правом. Вопрос о том, возможна ли уступка права
на фирменное наименование, является спорным. Из содержания п.
2 ст. 132 и п. 2 ст. 559 ГК вытекает возможность перехода права
на фирменное наименование по договору купли-продажи предприятия.
Поскольку право на фирменное наименование является средством индивидуализации
юридического лица (ст. 54 ГК), а не предприятия, то могут возникать
ситуации, когда при переходе права на фирменное наименование вместе
с проданным предприятием юридическое лицо-продавец лишается возможности
использовать наименование, под которым оно зарегистрировано. Многие
специалисты считают, что фирменное наименование по своей природе
и назначению имеет значительное сходство с именем гражданина,
поэтому является неотчуждаемым и не может переходить по договору
купли-продажи предприятия*(343). Эта позиция нашла подтверждение
в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г.
N 37, в котором указано, что "наименование является формальным
неотъемлемым признаком юридического лица" (п. 18)*(344).
ГК предусматривает предоставление права на использование фирменного
наименования на основании лизензионного договора. Такая возможность
вытекает из договора коммерческой концессии, относящегося к договорам
лицензионного типа (ст. 1027 ГК). По общему правилу на основании
договора коммерческой концессии пользователю предоставляется неисключительная
лицензия, так как правообладатель сохраняет права самостоятельно
пользоваться фирменным наименованием и заключать аналогичные договоры
с другими лицами. Использование уже зарекомендовавшего себя фирменного
наименования правообладателя может значительно повысить конкурентоспособность
товаров и услуг пользователя. Поэтому прекращение принадлежащих
правообладателю прав на фирменное наименование без замены их новыми
аналогичными правами влечет прекращение договора коммерческой
концессии (п. 3 ст. 1037 ГК). Изменение правообладателем своего
фирменного наименования дает право пользователю потребовать расторжения
договора и возмещения убытков либо согласиться на то, что договор
будет действовать в отношении нового наименования. В этом случае
пользователь может потребовать соразмерного уменьшения причитающегося
правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК).
6. Коммерческое обозначение. Наряду с фирменным наименованием,
которое индивидуализирует юридическое лицо, ГК вводит понятие
коммерческого обозначения (ст. 1027, 1032, 1039 и 1040). Коммерческое
обозначение может служить для индивидуализации производственных
единиц (предприятия, магазина, ресторана, цеха или отдельного
производства), не являющихся юридическими лицами. Оно может использоваться
в рекламе, в отношениях с контрагентами по договорам и т.п. Коммерческое
обозначение состоит только из оригинального названия, не требует
специальной регистрации и должно охраняться в силу своей известности.
[an error occurred while processing the directive]