Гражданское право. Том 2

 

Глава 57. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг

К средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг относятся нематериальные объекты, представляющие собой различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и  т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Средства индивидуализации получают правовую охрану в интересах лиц, участвующих в гражданском обороте в качестве предпринимателей.
Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности). ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара (ст. 138, 1027 ГК).

§ 1. Фирменное наименование и коммерческое обозначение

1. Фирменное наименование. Оно является средством индивидуализации участников гражданского оборота - юридических лиц.
В действующем законодательстве РФ имеются лишь разрозненные нормы, касающиеся фирменных наименований. Они содержатся в ряде статей ГК (ст. 54, 96, 113, 132, 138, 1027 и др.), а также в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 5), Законе об акционерных обществах (ст. 4), Законе об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 4) и др. До настоящего времени в определенной части действует также Положение о фирме, утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г.*(337) (далее - Положение о фирме 1927 г.).
Определение фирменного наименования в законодательстве не содержится. В юридической литературе его обычно формулируют как обозначение юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое позволяет отличить его от других участников оборота*(338).
Фирменное наименование должно содержать определенную информацию, которая для разных видов юридических лиц может быть различной. Например, фирменное наименование акционерного общества должно включать указание на то, что общество является акционерным, а также на тип общества (п. 2 ст. 96 ГК, ст. 4 Закона об акционерных обществах). Фирменное наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно указывать на собственника его имущества (п. 3 ст. 113 ГК, ст. 4 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Этим объясняется наличие в фирменном наименовании двух взаимосвязанных, но самостоятельных частей: корпуса, включающего сведения об организационно-правовой форме юридического лица, и произвольной части, являющейся собственно названием данного лица. В произвольную часть могут быть включены и другие необязательные элементы.
Фирменное наименование не должно содержать обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, если изменено название населенного пункта, включенного в фирменное наименование, в такое наименование должны быть внесены изменения (п. 7 Положения о фирме 1927 г.). Также в фирменное наименование необходимо своевременно вносить изменения обязательных элементов его корпуса (например, в отношении организационно-правовой формы юридического лица).
Некоторые слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"*(339) указанные наименования, а также слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания используются в названиях организаций (кроме политических партий, профсоюзов, религиозных объединений и общероссийских общественных объединений) на основе актов Президента РФ, Правительства РФ или с разрешения специальной правительственной комиссии. Использовать в фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" имеют право только организации, обладающие лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона о банках).
В учредительных документах юридического лица должно быть указано его полное фирменное наименование на русском языке, а также могут содержаться сокращенное фирменное наименование и наименование на иностранном языке.
2. Субъекты права на фирменное наименование. Ими могут быть только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (п. 4 ст. 54 ГК). Простые товарищества, а также представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц не имеют фирменных наименований, так как не являются юридическими лицами.
Права иностранных юридических лиц на фирменные наименования могут охраняться в РФ непосредственно на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., согласно которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участницах без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Основным условием конвенционной охраны является предоставление охраны фирменного наименования в одной из стран - участниц Конвенции, причем форма такой охраны не имеет значения. Таким образом, иностранный обладатель прав на фирменное наименование может получить охрану такого наименования в РФ даже при отсутствии его регистрации.
3. Возникновение права на фирменное наименование. В России традиционно отсутствовала система специальной регистрации фирменных наименований. Положение о фирме 1927 г. прямо указывало, что фирменное наименование не подлежит какой-либо особой регистрации, независимой от регистрации предприятия (п. 10). В настоящее время п. 4 ст. 54 ГК предусматривает, что фирменное наименование должно быть зарегистрировано в установленном порядке, однако такого специального порядка регистрации фирменных наименований нет.
Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Орган, осуществляющий такую регистрацию, фактически проводит проверку фирменного наименования на новизну. Право на фирменное наименование действует на территории всей РФ, однако проверка в отсутствии единого государственного реестра юридических лиц до недавнего времени осуществлялась в рамках регистрационного реестра юридических лиц, существующего в данном регионе, и не охватывала всех фирменных наименований, зарегистрированных в РФ*(340). В результате в различных регионах страны могут существовать юридические лица с одинаковыми фирменными наименованиями.
В случае спора приоритет будет отдаваться лицу, имеющему более раннюю дату регистрации. Исключение из этого правила было установлено постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 г. N 4814-I "О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий"*(341), согласно которому такие предприятия вправе сохранить фирменное наименование, а все акционерные общества, имеющие идентичные фирменные наименования, должны в 30-дневный срок произвести соответствующую перерегистрацию уставных документов.

далее

Сайт разработан для экранов с разрешением от 768х1024 и выше
Конфиденциальность Контакты ссылки