Судебный порядок рассмотрения споров
ПРИМЕР
Я.Н. и Я.А. обратились с иском к мировому судье о
взыскании заработной платы с учетом коэффициента за
работу в пустынной и безводной местности, ссылаясь на
то, что работали в лаборатории отделения государственного учреждения «Астраханская противочумная станция", расположенной на территории пос. Доса Ахтубинского сельского совета Красноярского района Астраханской области, входящего в санитарно-защитную зону
Астраханского газаконденсатнаго месторождения, отнесенного к местности, где к заработной плате выплачивается районный коэффициент 1,35, однако с июня 2001 года указанный коэффициент к заработной плате не выплачивается, в связи с чем образовалась задолженность.
Я.Н. просила суд взыскать в ее пользу задолженность по заработной плате за период с июня 2001 года по октябрь 2003 года с учетом индексации в размере
68 813 руб. 26 коп., а также стоимость справки статистического управления в размере 75 руб.
Я.А. просил суд взыскать в его пользу задолженность по заработной плате за период с июня 2001 года
по октябрь 2003 года с учетом индексации в размере
57 983 руб. 68 коп., а также расходы по оплате услуг адвоката в размере 200 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N3
Советского района г. Астрахани от 26 апреля 2004 года,
оставленным без изменения а пелляционным определением Советского районного суда г. Астрахани от 8 июля
2004 года, исковые требования удовлетворены частично: с государственного учреждения «Астраханская противочумная станция" в пользу Я .Н. взыскана задолженность по заработной плате с учетом индексации в размере 60 298 руб. 60 коп. и стоимость справки в размере
75 руб., а в пользу Я.А. - задолженность по заработной
плате с учетом индексации в размере 55 750 руб. 57 коп.
и расходы по оплате услуг адвоката в размере 200 руб.;
в остальной части иска отказано.
Постановлением президиума Астраханского областного суда от 17 ноября 2004 года решение мирового
судьи судебного участка N3 Советского района г. Астрахани от 26 апреля 2004 года и апелляционное определение Советского районного суда г. Астрахани от
8 июля 2004 года отменены, вынесено новое решение
об отказе в удовлетворении исковых требований.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене постановления президиума Астраханского областного госуда от 17 ноября 2004 года.
Определением судьи Верховного Суда Российской
Федерации от 1 декабря 2005 года дело истребовано в
Верховный Суд Российской Федерации и определением
от 26 мая 2006 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.
Отменяя решение мирового судьи и апелляционное
определение, президиум сослался на Федеральный закон от 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который предусматривает, что на территории Российской Федерации
действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом согласно пункту 2.20 санитарных правил «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1 /2.1.1.984-00)), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 31 июля 2000 года, размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для
предприятий 1 и 2 классов решением Главного государственного санитарного враУа РФ или его заместителя.
Письмом заместителя Глав ного государственного
санитарного врача РФ от 16 октября 2000 года санитарно-защитная зона для Астраханского газового комплекса, расположенного в пос. Аксарайский Красноярского
района Астраханской области, установлена величиной
5000 метров от границы промплощадки, следовательно, по мнению президиума, с октября 2000 года пос. Досанг, в котором работали истцы, в санитарно-защитную
зону Астраханского газового комплекса не входит, а потому прекращение выплаты коэффициента к их заработной плате правомерно.
Между тем данный вывод президиума основан на
неправильном толковании норм материального права,
регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статья м 146, 148 Трудового кодеккса РФ
оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере в порядке и размерах не ниже установленных законом и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата
ВЦСПС от 29 июля 1990 года N259/10-65 «О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, расположенных в населен ных пунктах в 5-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского
газового комплекса», изданным во исполнение поручения Совета Министров СССР от 24 мая 1990 года, был установлен коэффициент к заработной плате рабочих и
служащих, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в населенных пунктах
5-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, в размере 1,35.
Перечнем населенных пунктов, расположенных в
5-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 августа 1990 года N309, пос. Досанг включен в санитарно-защитную зону Астраханского газового комплекса, на территории
которой установлен коэффициент за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,35 к заработной
плате рабочих и служащих.
Давая правовую оценку Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 августа 1990 года N309" Об утверждении Перечня населенных пунктов, расположенных в 5-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса», положенному в основу
решения мирового судьи при удовлетворении требований истцов, президиум областного суда не учел, что данным нормативным правовым актом определены не только границы санитарно-защитной зоны, но и размеры коэффициентов заработной плате, подлежащие применению в конкретных населенных пунктах, в связи с чем само по себе изменение границ санитарно-защитной зоны в данном случае не влечет прекращение действия
указанного Постановления Совета Министров РСФСР.
Статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено,
что законодательные акты бывшего Союза ССР действуют на территории Российской Федерации в части не противоречащей Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.
Следовательно,
участка N3 г. Астрахани о том, что по вопросу установления коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности применяется постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от
29 июля 1990 года, является правильным, поскольку иного нормативного акта, регулирующего порядок таких
выплат, равно как и акта, отменяющего действие указанного постановления Госкомтруда СССР и секретариата
ВЦСПС, в установленном законом порядке не издано.
Кроме того, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
13 августа 1997 года N 1009, издание нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной
власти в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая
1996 года N763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной
власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированые,
но неопубликованные, не влекут правовых последствий и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Тем не менее, отказывая в удовлетворении исковых
требований, президиум Астраханского областного суда
сослался на письмо заместителя Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2000 года, которое в Министерстве юстиции РФ не зарегистрировано и в установленном порядке не опубликовано.
Размеры санитарно-защитной зоны предприятия
могут определяться нормативным правовым актом в соответствии с п. 2.18 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120D-03 ((Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 1О апреля 2003 года N38, зарегистрированных в Минюсте России от 29 апреля 2003 года N4459, который подлежит принятию с соблюдением соответствующих требований законодательства.
При таких обстоятельствах, посколыку президиумом
неправильно примечены нормы материального права,
постановление президиума подлежит отмене с оставлением в силе решения мирового судьи и апелляционного определения (Извлечение из Определения Верховного Суда РФ от 07.07.2006 года по делу N25-806-3).
продолжение
назад